Dire Straits - Brothers In Arms (1985)

Исполнитель: Dire Straits
Альбом: Brothers In Arms
Год выхода: 1985
Жанр: Rock / Blues
Количество треков: 9
Время звучания: 55:06
Формат | Качество: MP3 / 320 kbps
Размер файла: 126 Mb
Треклист:
01. So Far Away (5:11)
02. Money For Nothing (8:25)
03. Walk Of Life (4:12)
04. Your Latest Trick (6:33)
05. Why Worry (8:30)
06. Ride Across The River (6:57)
07. The Man’s Too Strong (4:39)
08. One World (3:40)
09. Brothers In Arms (6:59)
1978 год... В Англии разгул панк-рока... Диско выдыхается, монстры тяжелого рока ушли в подполье... И в это время никому не известный учитель из Глазго выпускает пластинку с невероятно легким и прозрачным звучанием. Диск очень высоко оценили критики, но он не сумел пробиться в хит-парады. Успех группы и мировая известность "Dire Straits" (название можно перевести как "Небольшие финансовые затруднения") еще впереди...
Отца Марка Нопфлера, звали Ирвин Нопфлер и он был архитектор по профессии. То, что он был венгерским коммунистом-антифашистом и, к тому же, евреем по национальности, вынудило его в 1939 году, эмигрировать в Великобританию, что бы спастись от нацистов. Там, Ирвин поселился в Глазго (Шотландия) и вскоре женился на учительнице, которую звали Луиза Мэри. После всего этого, он вышел из коммунистической партии. В 1947 году, у них рождается дочь Рут.
Mark Freuder Knopfler родился 12 августа 1949 года в Глазго (Шотландия).
Марку было семь лет, когда семья Нопфлеров переехала в Ньюкастл на северо-восток Англии. Там и выросли он и его младший брат Дэвид (родился 27 декабря 1952 года).
Семья была музыкальной — Нопфлер–старший хорошо играл на нескольких инструментах и рано начал приучать старшего сына к фортепиано, виолончели, а там и к гитаре. Как и многие другие рокеры, специального музыкального образования, Марк так и не получил. В детстве он не любил ноты и в основном играл на слух. В детстве, на Марка произвела большое впечатление игра его дяди Кингсли на губной гармошке и буги-вуги на пианино. А первыми гитарными идолами Марка были американцы: Джеймс Бартон (на дисках Рики Нельсона) и гитарист сопровождения Элвиса Пресли Скотти Мур. Из блюзменов он охотно слушал Лонни Джонсона, но самое яркое впечатление запомнил надолго: "Когда я впервые услышал БиБи Кинга, мне было 16 лет. Это был концертный альбом Live At the Regal..., для меня это было потрясающее событие. Приветствия, отзвук в публике и, то ощущение гитарной игры". Марк также очень любил Джимми Хендрикса, Джанго Рейнхарда и обожал музыку кантри... Как уже можно понять, больше всего Марк любил гитарную музыку и исполнителей-гитаристов.
Братья подросли, начали ходить в школу, по дороге домой они обычно останавливались у музыкального магазина и с вожделением смотрели на электрогитары. В витрине висела недосягаемая мечта - очень дорогая гитара Fender Stratocaster красно-розового цвета. На такой гитаре играл сам Хенк Марвин из группы Shadows! Во время школьных каникул родители предложили Марку поехать в десятидневный заграничный круиз, но мальчик от путешествия отказался, а попросил взамен купить ему электрогитару. И тогда, за 15 фунтов, ему купили жуткую подделку под Fender Stratocaster - Хофнер Супер Солид. Марк не расставался с ней все свое свободное время. Говорили, что нередко он не расставался с ней даже при посещении туалета, где продолжал совершенствовать свое музыкальное мастерство... Когда старшего брата не бывало дома, Дэвид потихоньку брал гитару поиграть...
Марк учился и благополучно закончил Госфордскую грамматическую школу. В этой школе, Марк проявил недюжинные способности в изучении английского языка и в 1967 году уехал на год изучать журналистику в Харлоуском техническом колледже. В конце курса он пошел работать младшим репортером газеты Йоркшир ивнинг пост (Yorkshire Evening Post) в Лидсе. В 1986 году Марк познакомился с местным певцом и гитаристом по имени Стив Филлипс (Steve Phillips), когда брал у него, тогда уже известного в округе блюз-кантри гитариста, интервью. Марк писал статьи и обозрения о музыкальной жизни Лидса и его окрестностей и проработал в газете 2 года. Стив и Марк обнаружили много общего в своих музыкальных вкусах и решили организовать дуэт под названием The Duolian String Pickers.
Марк окончил университет в1973 году и получил диплом преподавателя английского языка и литературы. Все эти годы Марк не забывал гитару, играл с разными студенческими группами, и в день окончания университетского курса он сел в поезд и укатил в Лондон с твёрдым намерением играть в рок-группе.
Тем временем, младший брат Марка, Дэйв, не закончив курса в бристольском политехникуме, приехал на несколько недель в Лондон. И там нашёл себе работу в отделе социального обеспечения. Он стал социологом, и освоил к этому времени гитару.
В семьдесят седьмом году в небольшой пятикомнатной квартире на первом этаже, поселился бывший музыкант, а ныне студент Голдсмитского колледжа Джон Иллсли (John Illsley – 24.06.1949).
В одиночестве, Джон оставался там недолго: вскоре в местном пабе, в пивной, он познакомился с гитаристом Дэвидом Нопфлером, которому тоже негде было жить, пригласил его к себе… Дэйв часто говорил о своём старшем брате, обещал привести его познакомить.
Джон быстро понял, что Марк не только талантливый и своеобразный гитарист, но и одарённый автор песен. В течение лета 1977 года, трое музыкантов играли и репетировали песни Марка. Материал новой группы определялся, и пора было искать барабанщика. Пока это единственный, кого им не хватало. Марк сказал, что знает идеально подходящего для музыки, которую они хотят играть, парня по имени Пик Визерс (Pick Withers - 4.04.1948).
Пик стал профессиональным музыкантом в возрасте 17 лет и к тому времени стал уже опытным барабанщиком.
Начались интенсивные репетиции. На дворе стояло лето семьдесят седьмого, по Великобритании шла волна панк-революции, нарождение нехудожественной самодеятельности в национальном масштабе. Положение новой группы было двойственным, потому что, с одной стороны, участники её сочувствовали духу времени, но с другой - по музыкальному уровню и стремлению к совершенству они явно относились к ниспровергаемым классам.
Дебютировала группа 9 июля 1977 года на панк-фестивале, который был организован на зелёной лужайке позади их многоквартирного дома "Фаррар Хаус". После пары выступлений, музыканты решили придумать себе новое название и перепробовали много разных вариантов. И наконец, друг Пика, увидев их бедственное финансовое положение, в шутку заметил, что им бы следовало назвать свою группу Dire Straits, что в вольном переводе с английского это значит "хуже некуда" (или "Полное Безденежье" или "Затруднительные обстоятельства"), что… и было сделано. Время пошло...
Летом семьдесят седьмого года, Марк Нопфлер ушёл из колледжа, и вся четвёрка музыкантов превратилась в настоящих профессионалов - в том смысле, что они жили только с музыкальных заработков. А заработки эти, надо сказать, были скудные, в поисках работы ребята сами обзванивали клубные и пивные заведения. "Скажите, а вы - панк-группа?" - спрашивали их обычно. "Нет", - отвечали ребята. "Извините, - говорили им, - мы берём сейчас только панков". Записывались в небольшой лондонской восьмидорожечной студии Pathway, которая расположена в районе Islington. И 27 июля, для начала записали пять песен: Wild West End, Sultans of Swing, Down To The Waterline, Sacred Loving и Water of Love. За эту 5-трековую демо-запись, Марк и его команда, заплатили 120 фунтов. Когда лента была готова, стали думать, что с ней делать. И тут Джон Иллсли вспомнил некоего Чарли Джилетта, к которому он ранее обращался за советом, когда со своей подругой открывал пластиночный магазин. Чарли Джилетт был ведущим воскресной радиопрограммы "Honky Tonk Show", местного лондонского вещания BBC. Чарли обычно передавал немодную, но качественную музыку и часто проигрывал ленты неизвестных групп. Джон завёз ему кассету с записью Dire Straits, и кассета эта произвела на Чарли такое впечатление, что он проиграл песню Sultans Of Swing в первое же воскресенье (31.08.77), ничего ребятам из группы при этом не сказав. После передачи телефон в редакции был раскален от звонков желающих узнать, что же это была за группа.
И в итоге, 9 декабря, группа подписывает контракт с Phonogram на три будущих альбома. По этому контракту, фирма обязывалась выпустить три долгоиграющих пластинки и только после этого она имела право решать, выпускать последующие альбомы или нет. На запись каждой из этих пластинок фирма выделяла сумму до двадцати пяти тысяч фунтов стерлингов, что в семьдесят седьмом году было крупной суммой - на такие деньги можно дом было купить - причём эти расходы группа не должна была возмещать с продажи пластинок. Впоследствии, правда, контракт пришлось пересматривать, потому что запись этих трёх альбомов обошлась более, чем в сто пятьдесят тысяч, а студийные счета за запись только одного четвёртого альбома "Love over Gold" - "Любовь выше золота" - составили около ста десяти тысяч фунтов стерлингов.
Гастроли с Talking Heads начались 20-го января семьдесят восьмого года и продлились 16 дней. Dire Straits играли пятьдесят минут в первом отделении.
Участники Talking Heads оказались симпатичными людьми, не зазнавались, более того, гастролёры кое-чему научились у так называемых "новичков". Однажды перед концертом ребята из Dire Straits меняли струны на гитарах, и Дэвид Бирн из Talking Heads спросил, зачем они это делают? Ему пояснили, что струны вытягиваются, изнашиваются, что ухудшается их звучание, что они перестают строить на ладах и так далее. Проверив свои гитары, Talking Heads обнаружили на них старые ржавые струны - сами понимаете, нью-йоркским модернистам и в голову не приходило протирать их после игры. Открыв для себя всё это, гитаристы из Talking Heads начали после этого регулярно менять струны, чистить и протирать гитары.
Во время британских гастролей с Talking Heads начались поиски продюсера для первого альбома Dire Straits. И 13 февраля, группа приступила к записи первого альбома. Запись велась в Basing Street Studios в Лондоне. Фирма выделила на работу всего лишь 12,5 тысячи фунтов (включая затраты на художественное оформление), но зато не поскупилась на продюсера — им стал знаменитый Мафф Уинвуд, брат Стива Уинвуда, бывший басист The Spencer Davis Group (эта группа была популярна в 60-е годы). Запись заканчивается 5 марта.
Выпуск пластинки поначалу намечался на май семьдесят восьмого, но в апреле управляющий директор Phonogram'а вызвал музыкантов и попросил их переписать одну из песен - Sultans of Swing, "Султаны свинга". По его мнению, записанный вариант нужно было оживить и записать поэнергичнее. Что и было сделано в той самой студии Pathway, в которой ребята делали демо-запись. И почти неделю, с 20 по 26 апреля, группа записывает одну песню. Но, это стоило того. Неповторимый звук был достигнут. Но, из-за задержек, выпуск альбома, был отложен до восьмого июня.
8 июня 1978 года, вышел первый альбом группы Dire Straits. Он так и назывался - Dire Straits.
Большинство песен довольно просты и незамысловаты, и если бы не техника (в смысле игра Нопфлера. В одночасье бывший учитель и журналист стал одним и известнейших виртуозов планеты), то они не оставили бы глубокого впечатления. Но сила альбома в его основных хитах и верной компоновке. Открывается диск Down To The Waterline - песней быстрой и энергичной (хотя больше сказать-то особо про нее и нечего). Главная вещь альбома - Sultans Of Swing с потрясающей мелодией, отличным текстом и великолепными гитарными соло Марка. "Султаны" надолго остались визитной карточкой группы, и исполнялись в любом составе везде и всегда. Завершает альбом грустная Lions - один из шедевров Нопфлера-поэта, перестраивая слушателя на минорный лад.
В Англии, несмотря на положительные отклики, главная песня Sultans Of Swing и сам альбом продержались в чартах очень недолго. Реакция на альбом публики, была, в общем–то, нормальной, то есть сдержанной. Dire Straits, еще никто не знал, а их музыка, была для тогдашней Англии, только пришедшей в себя после The Sex Pistols, странной и... чересчур хорошей. Девять Нофлеровских композиций, вошедших в альбом, вызывали в памяти рой смутных ассоциаций (Боб Дилан...? Джей Джей Кейл...? Эрик Клэптон...? Баллады The Rolling Stones...? Хонки–тонковая и кантри–блюзовая классика?), ни одна из которых "не играла" стопроцентно.
В мае 1979 года, выходит второй альбом Dire Straits - Communique. Этот альбом впервые завоевал верхнюю строчку хит-парада, правда пока только в Австралии.
В самом конце июня 1979 года он занял 5–е место в Англии, а в начале августа — 11–е в США. Это было продолжение первого диска — все те же нежные переборы ритм–гитары, расслабленная, красивая гитара Марка, вкрадчивый и осторожный саунд. Многие считают этот диск если не провалом, то неудачей группы. На самом же деле это, несмотря на сохранившуюся блюзовую направленность, гораздо более цельный альбом. Dire Straits удалось поймать единое настроение - он грустный.
Angel Of Mercy была выполнена явно под дилановским влиянием, но под соусом "Нопфлер" смотрелась не очень... Заглавная вещь Communique — аккуратное буги, а Once Upon A Time In The West и Follow Me Home могли претендовать даже на "новый арт–рок" — длинные вступления, сверчки, шум моря, интимная перкуссия и тихое постанывание нофлеровской гитары... Грустная News - с мотивами вестерна. Далее балладная Where Do You Think You Going? c отличным финальным соло (навевает совершенно четкое ощущение тревоги, просто здорово!). Затем, ностальгическая секция: "светлая" Portobello Belle, и "темная" Single Handed Sailor - грустная повесть об отплававших свое кораблях. Хитом альбома стала Lady Writer, выдержанная в стилистике Sultans Of Swing (45–е место в США, 51–е в Англии).
Безостановочная работа, репетиции, выступления и интервью - начали сказываться. К концу семьдесят девятого, во время повторных гастролей в Соединённых Штатах, Марк Нопфлер выглядел усталым, бледным, сильно похудел, и, наконец, в Филадельфии менеджер группы настоял на встрече с врачом. Осмотрев недомогавшего и поговорив с ним, филадельфийский оракул сделал Марку укол витаминов и заявил, что он здоров, и дело в том, что он скучает по своей подруге. Подругу звали Холи Винсент, она руководила группой под названием Holy And The Italians и группа находилась у себя дома в Англии. Менеджер Эд Бикнелл позвонил Холи и предложил ей приехать в Америку без предупреждения, т.е. сделать Марку сюрприз. Но сюрприз оказался совсем другого сорта: у Холи были другие планы, и вообще она пришла к выводу, что всякие её отношения с Марком подошли к концу. Марк Нопфлер, узнав об этом, ударился в глубочайшую депрессию, замкнулся в себе, перестал разговаривать с окружающими, наводя на всех уныние. В таком мраке, под знаком личной травмы, и кончался семьдесят девятый год.
Слякотной дождливой английской зимой, расслабившись от круговерти предшествовавших месяцев, ребята начали болеть и репетиции для подготовки материала для следующей пластинки начались только в апреле восьмидесятого. Запись альбома под рабочим названием Tunnel of Love - Туннель Любви - потом была переименована в Making Movies - "Делая кинокартины", - началась в июне в нью-йоркской студии "Power Station". Но, во время записи, когда очередь дошла до Дэвида Нопфлера, то партии свои он, по мнению Марка, играл недостаточно чисто и виртуозно. Тут надо сказать, что отношения между братьями основательно испортились. С одной стороны, Дэйв был недоволен музыкальным диктатом старшего, с другой - он писал свои песни, но в сложившейся обстановке рассчитывать на их исполнение ему не приходилось. Дело дошло до того, что братья перестали разговаривать и стали избегать друг друга. После нескольких открытых ссор в студии, когда Марк прекращал записи и даже отменял их на следующий день, требуя у младшего брата извинений, Дэйв сел на самолёт и улетел в Англию. Это случилось 25 июля 1980 года и на некоторое время, Дэвида заменил нью–йоркский сессионный музыкант Сид МакГиннис. Теперь, в группе осталось только трое... Это положило начало постоянной смене музыкантов в коллективе.
В июне-июле 1980 года, Dire Straits записывают на студии Power Station (Нью-Йорк) третий альбом - Making Movies. Его продюсером стал Джимми Айовин. Джимми является звукорежиссером "Born To Run" Брюса Спрингстина и продюссировал "Easter" Пэтти Смит. И он, однажды, привёл с собой в студию пианиста Роя Биттана (ранее игравшего в E Street Band). Тот, севши за рояль, сыграл ребятам свою версию музыки Dire Straits. И тут, всем стало очевидно, что фортепьяно - как раз тот недостающий элемент, о котором подсознательно догадывались уже давно. И, после выхода Making Movies и связанных с выходом пластинки гастролей нужно было, что называется, доукомплектовывать группу и находить не только гитариста взамен Дэйва Нопфлера, но и пианиста, который стал нужен для исполнения аранжировок нового стиля.
Пианистом этим стал Алан Кларк, уроженец Ньюкастла, он родился 5 марта 1952 года. С шестнадцатилетнего возраста, Алан играл по вечерним клубам и варьете, иначе говоря, начал свою творческую жизнь на эстраде. Во время выступления одной из рок-групп, она называлась Gallaher & Lial, его услышал будущий менеджер Dire Straits. И 8 сентября, после двух репетиций в переоборудованном под репетиционный зал помещении бывшего лесосклада заброшенного гринвичского речного порта, Алан Кларк был принят в состав группы.
Тогда же, был принят в группу и гитарист. Им стал высокий светловолосый юноша с открытым русским лицом по имени Гарольд Эндрю "Хэл" Линдс. Несмотря на то, что Линдс приехал из Калифорнии, по национальности он был действительно русский, отец его родом из Ленинграда, мать - из Одессы. Его мать с отцом познакомились в Германии, в концентрационном рабочем лагере. Их лагерь был освобождён союзными войсками, и после войны они поженились и уехали в Америку, сначала в Нью-Йорк, а потом и в Монтеррей, где 30 июня пятьдесят третьего года у них родился сын, которого назвали Хэл.
И хотя, Линдс и Кларк не принимали участие в записи альбома - турне в поддержку альбома Making Movies (под названием On Location), планируется провести с их участием.
Альбом Making Movies, вышел 17 октября 1980 года. По хит–парадам странствовал очень долго; три композиции из семи стали хитами... С огромным успехом прошли австралийское и европейское турне. Происходит большой промоушен на ТВ.
Это европейский арт-рок, причем самой высокой пробы! Клавишные весьма обогатили и без того яркую музыку Dire Straits, превратив ее в завершенное произведение искусства! Новый альбом весь пропитан синтезатором и хонки–тонковым фортепиано. Композиции удлинились. Уже с первой песни Tunnel Of Love можно было "почувствовать разницу" — некоторое время свиристели клавишные, после чего слаженно начинала работу мощная профи–группа с красивой четкой ритм–секцией. В который раз Марку удалось объединить мелодию, аранжировку и текст в совершенной гармонии. Tunnel of Love поражает своей энергией и свежестью, она (да и весь альбом) заряжена оптимизмом - в противоположность предыдущей работе группы. Гитара Нопфлера, конечно, никуда не девалась, и ее дуэты с фортепиано слушались свежо и классно (например, в Expresso Love и Les Boys). Skateaway наводила на неуверенные мысли о "новой волне", в частности, группе АВС, Hand In Hand заставляла вспомнить баллады Леннона, а обаятельная композиция Romeo And Juliet (4–е место в Англии) с льющимся фортепиано — Дилана и Донована. Была тут и первая типично роковая вещь Dire Straits — быстрый буги Solid Rock.
Обратите внимание на обложку. Не говоря уже о том, что все обложки группы весьма психоделичны, эта еще и представляет собой образец лаконичности, сравнимой с "Белым" альбомом Beatles или "Черным" Metallica.
Новый альбом разошёлся по всему миру тиражом более трёх миллионов экземпляров.
В записи нового альбома, участвует Томми Мандел (клавишные). Запись непрерывно идёт с 19 февраля по 11 июня 1982 года. Удручённый долгой разлукой с семьёй, не вынеся шестимесячного пребывания взаперти, в тёмной студии без окон, когда коллективное "Я" было раздроблено и измельчено в музыке и во времени, а фронтовая дружба гастролей потеряла былое значение - барабанщик группы Пик Визерс решил вернуться домой. Почти сразу после окончания записи (а новый альбом был завершён 11 июня), - 23 июня 1982 года, Пик Визерс покидает группу, изъявив желание играть джаз... От первоначального состава оставалось лишь два человека.
Альбом выходит 24 сентября 1982 года и называется Love Over Gold. 2 октября альбом возглавил чарты на четыре недели. В Великобритании (и еще в 16 странах) впервые в истории группы, альбом взошел на первое место хит-парада! Только штаты холодно отнеслись к этому диску - британизирование не пришлось им по вкусу. Love Over Gold — самый "закрученный" диск Dire Straits. Чистый арт-рок, в котором от блюза осталась разве что лидирующая роль гитары плюс гитарная техника Марка.
На диске всего пять песен. Громадные композиции–сюиты, привычный набор инструментов — романтическое фортепиано, синтезатор, гитара. Впервые драм–машина вместо "живого" ударника (в песне Industrial Disease). Открывающая альбом Telegraph Road - великое произведение, шедевр арт-рока вообще и лучшая песня Dire Straits в частности. Медленное и тихое интро, динамичное действие и ураганное соло в конце. Тема развивается совершенно непредсказуемо и буквально взрывается после окончания текста. Песня идет 14 с лишним минут, но когда кончается - возникает ощущение, что тебя обманули и недодали кайфа, хочется как минимум еще столько же. Вторым номером идет Private Investigations - медленная и печальная. Но это не традиционный медляк - ближе к концу там идет соверешенно неожиданное outro. Иллсли играет на басу медиатором, а Кларк делает редкие вкрапления рояля, прерываемое резкими гитарными риффами Линдса и Марка. Сингл стал весьма популярен в Англии и добрался до 2го места. Был снят и клип, по сравнению с номерами прошлого альбома - очень даже хороший. Industrial Disease - прародительница Walk of Life, простая, веселая и безбашенная - великолепно поднимает настроение и веселит задорным текстом. It Never Rains - более спокойный, тихий и короткий (короче, лирический) вариант Telegraph Road. Титульная песня Love Over Gold совсем невыразительная...
Теперь, в турне посвященному выходу альбома Love Over Gold, участвуют Терри Вильямс, Томми Мандел и Мел Коллинз (саксофон, экс-King Crimson). К сожалению, творческий союз с Коллинзом не продолжался, хотя с тех пор, Марк начал активно использовать в своей музыке саксофон.
8 февраля 1983 года, Dire Straits были признаны "Лучшей британской группой", на второй церемонии вручения премий Brit Awards.
22 и 23 июля, во время гастролей, в Hammersmith Odeon (Лондон), происходит запись первого официального концертного альбома. Он выходит 16 марта 1984 года на 2-х LP и называется Alchemy. Потрясающий драйв песен, а также увеличение их длительности, обеспечили альбому громадный успех. Теперь, он считается одним из лучших рок-концертников вообще и ничуть не уступает обычно превозносимым работам Deep Purple, Uriah Heep и Queen. Даже в общем-то не хитовые песни, вроде открывающей Once Upon A Time In The West приобретают совершенно новое и необычное звучание. Что еще хорошо, музыканты никогда не ударялись в разухабистые соло, совершенно не имеющие к конкретной песне отношения. Все их импровизации были однозначно подчинены главной теме и гитара Марка особенно чиста и стремительна.
В основном были песни с двух последних альбомов, то есть сплошные хиты. Окончание песни Sultans Of Swing, увеличивается раз в 5. Вроде бы, кончается, но потом возрастает с новой силой. В Two Young Lovers (с упомянутого выше рок-н-ролльного ЕР) выходит Мэл Коллинз и бацает на саксе так, что дух захватывает. Следом идёт великолепная импровизация перед Tunnel Of Love, душой которой стал сакс Мэла!
10 ноября 1983 года, Марк Нопфлер и Лурдес Саломони, играют свадьбу в Лондоне, район Челси. Надо полагать, воспоминания о девушке Холи, его уже не беспокоили.
Зимой состав группы пополняется Гаем Флетчером (клавишные, ранее - в Rogue). С этих пор, Гай участвует во всех проектах Марка. Вот, что Марк говорит о нём: "Гай Флетчер - участвует во всём с тех пор, как мы выпустили саундтрек к фильму Cal, как раз тогда я и встретился с ним. Он свернул к студии однажды с маленьким органом в руке, сказал: "Привет!" и мы начали работу. Этот вездесущий Гай Флетчер. На самом деле он обычно не участвует в сессиях записи, он добавляет потом что-нибудь особенное. Он удивительно талантлив и непременно участвует в гастролях".
Середина 80–х, была отмечена для лидера команды многочисленными "походами на сторону", ибо его композиторский талант и чутье продюсера эксплуатировали все кому ни лень. Нопфлер очень легко вписался в светскую тусовку звезд рок–н–ролла и по доброте душевной мало кому отказывал.
В мае 1985 группу покидает "Хэл" Линдс, его заменяет друг Нопфлера Джек Сонни, который работал в музыкальном магазине Rudy's Music Stop на 48th Street в Нью-Йорке. Джек Сонни был одним из поклонников, пытавшихся выиграть билет на первый концерт Dire Straits в Нью-Йорке в 1979 году. Он был несказанно рад, когда сначала Дэвид, а потом и Марк стали захаживать в магазин, выбирая, что получше. Дэвид даже пригласил его погостить к себе в Лондон. И в то время как Марк уезжал в Европу или на Карибы, Джек ходил на работу в маленький гитарный магазин.
Прямо перед рождеством 1984 года, Нопфлер поставил перед Джеком вопрос. Хэл Линдс, гитарист, заменивший Дэвида, был уволен, а группе предстояло мировое турне. Может ли Джек бросить свой магазин и примкнуть к Dire Straits? "У Джека было много неприятностей тогда", объясняет Нопфлер. "Даже проблемы в игре на гитаре". Я говорил ему: "Только одно условие - что бы я не делал, ты не должен злиться и это не должно отражаться на нашей дружбе." Так и случилось. Джек влился в коллектив, а ведь был раньше фаном группы, но теперь он сам в ней. Вот она, непредсказуемая судьба...
Также был приглашён Крис Вайт, в качестве саксофониста (позже он стал участником National Youth Jazz Orchestra). Ранее Крис работал с Нопфлером в студии в побочных проектах, но в концертировать с DS начал только сейчас. Не участвуя в записи нового альбома, двое музыкантов, тем не менее, едут в турне.
17 мая альбом Brothers In Arms выходит. Критики писали об альбоме разное. Одни называли Brothers In Arms новым словом в арт–роке, другие — синтезом классического рока и "волны", третьи — очень красивой попсой. Похоже, что все эти мнения немножко верны. Общепризнанно - лучший альбом, жемчужина арт-рока. Самый коммерчески удачный проект .
Да, мелодика диска безупречна, аранжировки стали богаче, но проще - вместо развития темы идет довольно надоедающий многократный отыгрыш. Марку удалось, наконец, создать музыку с одной стороны, красивую и небанальную, а с другой стороны - доступную для понимания даже янки (им-то диск особенно пришелся!). Он буквально забит хитами. Стартовая So Far Away - гениальна в своей простоте. Затем жестко открывается Money for Nothing (самый большой хит альбома) с бэк-вокалом Стинга, соавтора песни. Незамысловатый поворяющийся рифф, потрясающий драйв, плюс "колкие" слова, обеспечили песне огромную популярность. У нас в России, под эту песню было очень много рекламы. Веселый настрой продолжает Walk of Life - великолепно поднимающая настроение рок-н-ролльная песенка. Что любопытно: поначалу, сопродюсер диска Neil Dorfsman, долго убеждал Dire Straits в том, что песню в альбом вставлять нельзя. А вот дальше все становится грустнее - Your Latest Trick, лучшая баллада Dire Straits, расцвеченная волшебными звуками саксофона. Why Worry. Эту песню, кто только не перепевал. Красивая, тихая песня, под которую хочется спокойно уснуть... Многим поклонникам Pink Floyd пришлась по душе Ride Across the River - совершенно необычная песня, она напоминает Follow me Home. Чисто гитарная песня The Man's Too Strong, по мотивам Private Investigations. One World, наверное, наименее выразительная на этом диске. Титульный трек. Brothers in Arms. Это больше чем баллада. Это песня, в которой все - и текст, и музыка - сильнейшим образом воздействуют на человека, заставляя ощутить трагизм и бессмысленность войны.
31 августа альбом Brothers In Arms, на 9 недель возглавил американский хит–парад. В Англии тоже занял 1–е место и в течение трех недель удерживается там. А в хит-параде, держится больше 60 недель. 25 стран разместили альбом на вершинах своих чартов, в мире продано свыше 20 миллионов экземпляров из них, более 9 миллионов в Англии. Четыре песни стали хитами. В Англии - это 1-й по продажам альбом 80-х, а Штатах - 15! Выше из арт-групп поднимались только Пинк Флойд со своей Стеной.
В турне Brothers In Arms, Dire Straits дали 248 концертов в течение 12 месяцев, перед более чем 3 миллионами зрителей. Турне проходило в 23 странах, 117 городах.
Теперь, статус супергруппы Dire Straits был обеспечен. Вместо того чтобы радоваться наградам и премиям да готовиться к записи новых шедевров, музыканты начали заниматься сторонними проектами. Их приглашали, многие музыканты.
11 июня 1988 года, происходит последнее выступление Dire Straits. Концерт посвящен 70-летию Нельсона Манделы и называется Mandela 70th Birthday Party. Всё это действо проходит на на стадионе Уэмбли. Так получается, что последнее выступление, стало считаться лучшим среди всех концертов Dire Straits. Хотя это было выступление многих звёзд, но Dire Straits исполнили достаточно много песен! Всего выступление DS длилось один час. Вместо Джека Сонни, играет Эрик Клэптон.
15 сентября 1988 года, как бы между прочим, Нопфлер заявил о распаде DIRE STRAITS. Обалдевшие фаны, с горя принялись раскупать, тут же выброшенный на прилавки сборник Money For Nothing (выпуск - 25.10.88. 1–е место в октябре 1988 года). В сборник вошли лучшие хиты Dire Straits за всю десятилетнюю историю группы. Также, там звучала пара-тройка песен, записанных вживую на разных концертах. Сборник аккуратно и верно составлен. Из проходных номеров можно отметить только Portobello Belle, и то, в концертном прочтении она звучит интереснее. Кроме трэков с альбомов добавлен рок-н-ролл Twisting by the Pool с одноименного макси-ЕР. Народ по работам Dire Straits соскучился, потдтверждением чему стало первое место в британских чартах.
В 1987-88 году, члены группы Dire Straits активно занимаются личной жизнью.
В 1989–м виртуальные Dire Straits материализовались — в мае, прошёл благотворительный концерт Life Education в городе Egham. Билеты стоили по 125 фунтов стерлингов и были только по приглашениям. Также, в апреле, Марк и Джон "засветились" на музыкальной церемонии вручения премий Ivor Novello Awards.
30 июня 1990 года, происходит концерт Knebworth. На нём присутствует много звёзд, в том числе Эрик Клэптон, Элтон Джон, Роберт Плант и Джимми Пейдж, Фил Коллинз, Пинк Флойд, Пол Маккартни. Но, что самое главное - Dire Straits! Присутствовали: Иллсли, Кларк, Флетчер, а так же Фил Палмер - тот самый гитарист, что с Марком записал много "левых" проектов. Фанаты взвыли от радости! Ещё бы! Это давало надежду о возрождении группы Dire Straits... Так и случилось. Марк решает вернуться в Dire Straits и пообещал во время обеда с Джоном Иллсли, что напишет 15 песен для нового альбома. И с ноября 1990 по май 1991 года, группа записывает альбом. Запись ведётся в Лондоне, всё в той же студии Air Studios. Основной костяк группы остаётся таким: Марк, Джон, Алан и Гай. В качестве сессионных музыкантов были приглашены: Vince Gill (вокал), Paul Franklin (гавайская гитара), Phil Palmer (ритм-гитара), участник DS в турне '85 года Chris White (саксофон), Danny Cummings (перкуссионист) и 2 барабанщика - Manu Katche и Jeff Porcaro.
Группа начинает гастроли, хотя новый альбом ещё не вышел! Марк берёт всех ребят, что записывали с ним альбом, за исключением барабанщиков и Винса Гилла. На место ударника, Марк берёт супер-профессионала - Chris Whitten'а. И 23 августа, Dire Straits берёт старт с города Дублин, что в Ирландии. Следом идёт Великобритания, а между тем, 9 сентября выходит альбом On Every Street. Шестилетний перерыв не пошел во вред группе, которая смогла найти новые музыкальные измерения и сохранить свои позиции в рок-музыке. Число проданных экземпляров превысило 10 миллионов. Критиками, альбом был оценён чуть сдержанней, чем легендарный Brothers In Arms. В Америке он получил всего лишь платину, а в UK вошел в Top 40.
Dire Straits уходил всё больше к блюзу и кантри. Саунд становился богаче - больше саксофона, появилась гавайская гитара. Были и недостатки, известные по прошлому альбому Brothers In Arms. То есть бесконечные проигрыши одного и того же риффа в конце песни, упрощение соло. Бесконечные проигрыши портят открывающую песню Calling Elvis, в принципе сильную - что потвердило ее концертное исполнение на On The Night. Дальше идет On Every Street, и хоть риффы идут почти одинаковые, но всё же очень притягивающие и обаятельные! Эта песня подтвердила, что Нопфлер любит начанать песню с медленного вступления и заканчивать мощным заключением! Раньше это было представленно в Where Do You Think You Going, It Never Rains, Private Investigations. Далее, хорошо выделяется The Bug - по мотивам Walk of Life, и махровый блюз You And Your Friend, который нагоняет жуткую тоску (особенно в концертном исполнении). Heavy Fuel - мощный, интересный текст (можно подумать, что про русских), но снова подпорченный повторяющийся финал. И снова автоплагиат - вихри Money for Nothing витали над Нопфлером. Дальше - Iron Hand. Исполненная почти на одной акустической гитаре, производит сильное впечатление. Песня тихая и грустная, посвещена шахтёрам, которые устроили забастовку. Ticket To Heaven производит двойственное впечатление, вроде бы хорошая аранжировка, красивая мелодия, но эта песня не входит в число моих любимых. My Parties - песня про весёлую и разудалую вечеринку. Planet Of the New Orleans... что тут сказать... песня с потрясающем чистым звуком. Начало очень гармоничное и совсем непохоже на Нопфлера. Очень удачно, в песне использован синтезатор и, вообще, электронные эффекты. How Long - типичное кантри, что тут ещё сказать.
В начале мая 1993 года, Марк получает Почётную музыкальную степень (Honorary Music Degree) в своём родном университете Ньюкасла. На церемонии, Марк был одет в тёмно-синий с иголочки костюм и был совсем непохож на рок-звезду.
19 июня 1995 года выходит, по-видимому, последний концертный альбом Dire Straits, названный Live At The BBC. Он был записан еще до того как группа стала знаменита, а именно 22 июля 1978 года (за исключением Tunnel Of Love, которая была записана 31 января 1981 года), во время выступления на радио BBC. Он содержит не выходившую ранее песню What's The Matter, Baby?, написанную Марком в соавторстве с братом Дэвидом.
Этот год можно считать годом начала сольной карьеры Марка Нопфлера.
Дискография «Dire Straits»:
Dire Straits (1978)
Communique (1979)
Making Movies (1980)
Love Over The Gold (1982)
Extended Dance Play (1983)
Alchemy 2CD (Live) (1984)
Brothers In Arms (1985)
Money For Nothing (1988)
On Every Street (1991)
On The Night (1993)
Live At The BBC (1995)
Sultans Of Swing (1998)
Отца Марка Нопфлера, звали Ирвин Нопфлер и он был архитектор по профессии. То, что он был венгерским коммунистом-антифашистом и, к тому же, евреем по национальности, вынудило его в 1939 году, эмигрировать в Великобританию, что бы спастись от нацистов. Там, Ирвин поселился в Глазго (Шотландия) и вскоре женился на учительнице, которую звали Луиза Мэри. После всего этого, он вышел из коммунистической партии. В 1947 году, у них рождается дочь Рут.
Mark Freuder Knopfler родился 12 августа 1949 года в Глазго (Шотландия).
Марку было семь лет, когда семья Нопфлеров переехала в Ньюкастл на северо-восток Англии. Там и выросли он и его младший брат Дэвид (родился 27 декабря 1952 года).
Семья была музыкальной — Нопфлер–старший хорошо играл на нескольких инструментах и рано начал приучать старшего сына к фортепиано, виолончели, а там и к гитаре. Как и многие другие рокеры, специального музыкального образования, Марк так и не получил. В детстве он не любил ноты и в основном играл на слух. В детстве, на Марка произвела большое впечатление игра его дяди Кингсли на губной гармошке и буги-вуги на пианино. А первыми гитарными идолами Марка были американцы: Джеймс Бартон (на дисках Рики Нельсона) и гитарист сопровождения Элвиса Пресли Скотти Мур. Из блюзменов он охотно слушал Лонни Джонсона, но самое яркое впечатление запомнил надолго: "Когда я впервые услышал БиБи Кинга, мне было 16 лет. Это был концертный альбом Live At the Regal..., для меня это было потрясающее событие. Приветствия, отзвук в публике и, то ощущение гитарной игры". Марк также очень любил Джимми Хендрикса, Джанго Рейнхарда и обожал музыку кантри... Как уже можно понять, больше всего Марк любил гитарную музыку и исполнителей-гитаристов.
Братья подросли, начали ходить в школу, по дороге домой они обычно останавливались у музыкального магазина и с вожделением смотрели на электрогитары. В витрине висела недосягаемая мечта - очень дорогая гитара Fender Stratocaster красно-розового цвета. На такой гитаре играл сам Хенк Марвин из группы Shadows! Во время школьных каникул родители предложили Марку поехать в десятидневный заграничный круиз, но мальчик от путешествия отказался, а попросил взамен купить ему электрогитару. И тогда, за 15 фунтов, ему купили жуткую подделку под Fender Stratocaster - Хофнер Супер Солид. Марк не расставался с ней все свое свободное время. Говорили, что нередко он не расставался с ней даже при посещении туалета, где продолжал совершенствовать свое музыкальное мастерство... Когда старшего брата не бывало дома, Дэвид потихоньку брал гитару поиграть...
Марк учился и благополучно закончил Госфордскую грамматическую школу. В этой школе, Марк проявил недюжинные способности в изучении английского языка и в 1967 году уехал на год изучать журналистику в Харлоуском техническом колледже. В конце курса он пошел работать младшим репортером газеты Йоркшир ивнинг пост (Yorkshire Evening Post) в Лидсе. В 1986 году Марк познакомился с местным певцом и гитаристом по имени Стив Филлипс (Steve Phillips), когда брал у него, тогда уже известного в округе блюз-кантри гитариста, интервью. Марк писал статьи и обозрения о музыкальной жизни Лидса и его окрестностей и проработал в газете 2 года. Стив и Марк обнаружили много общего в своих музыкальных вкусах и решили организовать дуэт под названием The Duolian String Pickers.
Марк окончил университет в1973 году и получил диплом преподавателя английского языка и литературы. Все эти годы Марк не забывал гитару, играл с разными студенческими группами, и в день окончания университетского курса он сел в поезд и укатил в Лондон с твёрдым намерением играть в рок-группе.
Тем временем, младший брат Марка, Дэйв, не закончив курса в бристольском политехникуме, приехал на несколько недель в Лондон. И там нашёл себе работу в отделе социального обеспечения. Он стал социологом, и освоил к этому времени гитару.
В семьдесят седьмом году в небольшой пятикомнатной квартире на первом этаже, поселился бывший музыкант, а ныне студент Голдсмитского колледжа Джон Иллсли (John Illsley – 24.06.1949).
В одиночестве, Джон оставался там недолго: вскоре в местном пабе, в пивной, он познакомился с гитаристом Дэвидом Нопфлером, которому тоже негде было жить, пригласил его к себе… Дэйв часто говорил о своём старшем брате, обещал привести его познакомить.
Джон быстро понял, что Марк не только талантливый и своеобразный гитарист, но и одарённый автор песен. В течение лета 1977 года, трое музыкантов играли и репетировали песни Марка. Материал новой группы определялся, и пора было искать барабанщика. Пока это единственный, кого им не хватало. Марк сказал, что знает идеально подходящего для музыки, которую они хотят играть, парня по имени Пик Визерс (Pick Withers - 4.04.1948).
Пик стал профессиональным музыкантом в возрасте 17 лет и к тому времени стал уже опытным барабанщиком.
Начались интенсивные репетиции. На дворе стояло лето семьдесят седьмого, по Великобритании шла волна панк-революции, нарождение нехудожественной самодеятельности в национальном масштабе. Положение новой группы было двойственным, потому что, с одной стороны, участники её сочувствовали духу времени, но с другой - по музыкальному уровню и стремлению к совершенству они явно относились к ниспровергаемым классам.
Дебютировала группа 9 июля 1977 года на панк-фестивале, который был организован на зелёной лужайке позади их многоквартирного дома "Фаррар Хаус". После пары выступлений, музыканты решили придумать себе новое название и перепробовали много разных вариантов. И наконец, друг Пика, увидев их бедственное финансовое положение, в шутку заметил, что им бы следовало назвать свою группу Dire Straits, что в вольном переводе с английского это значит "хуже некуда" (или "Полное Безденежье" или "Затруднительные обстоятельства"), что… и было сделано. Время пошло...
Летом семьдесят седьмого года, Марк Нопфлер ушёл из колледжа, и вся четвёрка музыкантов превратилась в настоящих профессионалов - в том смысле, что они жили только с музыкальных заработков. А заработки эти, надо сказать, были скудные, в поисках работы ребята сами обзванивали клубные и пивные заведения. "Скажите, а вы - панк-группа?" - спрашивали их обычно. "Нет", - отвечали ребята. "Извините, - говорили им, - мы берём сейчас только панков". Записывались в небольшой лондонской восьмидорожечной студии Pathway, которая расположена в районе Islington. И 27 июля, для начала записали пять песен: Wild West End, Sultans of Swing, Down To The Waterline, Sacred Loving и Water of Love. За эту 5-трековую демо-запись, Марк и его команда, заплатили 120 фунтов. Когда лента была готова, стали думать, что с ней делать. И тут Джон Иллсли вспомнил некоего Чарли Джилетта, к которому он ранее обращался за советом, когда со своей подругой открывал пластиночный магазин. Чарли Джилетт был ведущим воскресной радиопрограммы "Honky Tonk Show", местного лондонского вещания BBC. Чарли обычно передавал немодную, но качественную музыку и часто проигрывал ленты неизвестных групп. Джон завёз ему кассету с записью Dire Straits, и кассета эта произвела на Чарли такое впечатление, что он проиграл песню Sultans Of Swing в первое же воскресенье (31.08.77), ничего ребятам из группы при этом не сказав. После передачи телефон в редакции был раскален от звонков желающих узнать, что же это была за группа.
И в итоге, 9 декабря, группа подписывает контракт с Phonogram на три будущих альбома. По этому контракту, фирма обязывалась выпустить три долгоиграющих пластинки и только после этого она имела право решать, выпускать последующие альбомы или нет. На запись каждой из этих пластинок фирма выделяла сумму до двадцати пяти тысяч фунтов стерлингов, что в семьдесят седьмом году было крупной суммой - на такие деньги можно дом было купить - причём эти расходы группа не должна была возмещать с продажи пластинок. Впоследствии, правда, контракт пришлось пересматривать, потому что запись этих трёх альбомов обошлась более, чем в сто пятьдесят тысяч, а студийные счета за запись только одного четвёртого альбома "Love over Gold" - "Любовь выше золота" - составили около ста десяти тысяч фунтов стерлингов.
Гастроли с Talking Heads начались 20-го января семьдесят восьмого года и продлились 16 дней. Dire Straits играли пятьдесят минут в первом отделении.
Участники Talking Heads оказались симпатичными людьми, не зазнавались, более того, гастролёры кое-чему научились у так называемых "новичков". Однажды перед концертом ребята из Dire Straits меняли струны на гитарах, и Дэвид Бирн из Talking Heads спросил, зачем они это делают? Ему пояснили, что струны вытягиваются, изнашиваются, что ухудшается их звучание, что они перестают строить на ладах и так далее. Проверив свои гитары, Talking Heads обнаружили на них старые ржавые струны - сами понимаете, нью-йоркским модернистам и в голову не приходило протирать их после игры. Открыв для себя всё это, гитаристы из Talking Heads начали после этого регулярно менять струны, чистить и протирать гитары.
Во время британских гастролей с Talking Heads начались поиски продюсера для первого альбома Dire Straits. И 13 февраля, группа приступила к записи первого альбома. Запись велась в Basing Street Studios в Лондоне. Фирма выделила на работу всего лишь 12,5 тысячи фунтов (включая затраты на художественное оформление), но зато не поскупилась на продюсера — им стал знаменитый Мафф Уинвуд, брат Стива Уинвуда, бывший басист The Spencer Davis Group (эта группа была популярна в 60-е годы). Запись заканчивается 5 марта.
Выпуск пластинки поначалу намечался на май семьдесят восьмого, но в апреле управляющий директор Phonogram'а вызвал музыкантов и попросил их переписать одну из песен - Sultans of Swing, "Султаны свинга". По его мнению, записанный вариант нужно было оживить и записать поэнергичнее. Что и было сделано в той самой студии Pathway, в которой ребята делали демо-запись. И почти неделю, с 20 по 26 апреля, группа записывает одну песню. Но, это стоило того. Неповторимый звук был достигнут. Но, из-за задержек, выпуск альбома, был отложен до восьмого июня.
8 июня 1978 года, вышел первый альбом группы Dire Straits. Он так и назывался - Dire Straits.
Большинство песен довольно просты и незамысловаты, и если бы не техника (в смысле игра Нопфлера. В одночасье бывший учитель и журналист стал одним и известнейших виртуозов планеты), то они не оставили бы глубокого впечатления. Но сила альбома в его основных хитах и верной компоновке. Открывается диск Down To The Waterline - песней быстрой и энергичной (хотя больше сказать-то особо про нее и нечего). Главная вещь альбома - Sultans Of Swing с потрясающей мелодией, отличным текстом и великолепными гитарными соло Марка. "Султаны" надолго остались визитной карточкой группы, и исполнялись в любом составе везде и всегда. Завершает альбом грустная Lions - один из шедевров Нопфлера-поэта, перестраивая слушателя на минорный лад.
В Англии, несмотря на положительные отклики, главная песня Sultans Of Swing и сам альбом продержались в чартах очень недолго. Реакция на альбом публики, была, в общем–то, нормальной, то есть сдержанной. Dire Straits, еще никто не знал, а их музыка, была для тогдашней Англии, только пришедшей в себя после The Sex Pistols, странной и... чересчур хорошей. Девять Нофлеровских композиций, вошедших в альбом, вызывали в памяти рой смутных ассоциаций (Боб Дилан...? Джей Джей Кейл...? Эрик Клэптон...? Баллады The Rolling Stones...? Хонки–тонковая и кантри–блюзовая классика?), ни одна из которых "не играла" стопроцентно.
В мае 1979 года, выходит второй альбом Dire Straits - Communique. Этот альбом впервые завоевал верхнюю строчку хит-парада, правда пока только в Австралии.
В самом конце июня 1979 года он занял 5–е место в Англии, а в начале августа — 11–е в США. Это было продолжение первого диска — все те же нежные переборы ритм–гитары, расслабленная, красивая гитара Марка, вкрадчивый и осторожный саунд. Многие считают этот диск если не провалом, то неудачей группы. На самом же деле это, несмотря на сохранившуюся блюзовую направленность, гораздо более цельный альбом. Dire Straits удалось поймать единое настроение - он грустный.
Angel Of Mercy была выполнена явно под дилановским влиянием, но под соусом "Нопфлер" смотрелась не очень... Заглавная вещь Communique — аккуратное буги, а Once Upon A Time In The West и Follow Me Home могли претендовать даже на "новый арт–рок" — длинные вступления, сверчки, шум моря, интимная перкуссия и тихое постанывание нофлеровской гитары... Грустная News - с мотивами вестерна. Далее балладная Where Do You Think You Going? c отличным финальным соло (навевает совершенно четкое ощущение тревоги, просто здорово!). Затем, ностальгическая секция: "светлая" Portobello Belle, и "темная" Single Handed Sailor - грустная повесть об отплававших свое кораблях. Хитом альбома стала Lady Writer, выдержанная в стилистике Sultans Of Swing (45–е место в США, 51–е в Англии).
Безостановочная работа, репетиции, выступления и интервью - начали сказываться. К концу семьдесят девятого, во время повторных гастролей в Соединённых Штатах, Марк Нопфлер выглядел усталым, бледным, сильно похудел, и, наконец, в Филадельфии менеджер группы настоял на встрече с врачом. Осмотрев недомогавшего и поговорив с ним, филадельфийский оракул сделал Марку укол витаминов и заявил, что он здоров, и дело в том, что он скучает по своей подруге. Подругу звали Холи Винсент, она руководила группой под названием Holy And The Italians и группа находилась у себя дома в Англии. Менеджер Эд Бикнелл позвонил Холи и предложил ей приехать в Америку без предупреждения, т.е. сделать Марку сюрприз. Но сюрприз оказался совсем другого сорта: у Холи были другие планы, и вообще она пришла к выводу, что всякие её отношения с Марком подошли к концу. Марк Нопфлер, узнав об этом, ударился в глубочайшую депрессию, замкнулся в себе, перестал разговаривать с окружающими, наводя на всех уныние. В таком мраке, под знаком личной травмы, и кончался семьдесят девятый год.
Слякотной дождливой английской зимой, расслабившись от круговерти предшествовавших месяцев, ребята начали болеть и репетиции для подготовки материала для следующей пластинки начались только в апреле восьмидесятого. Запись альбома под рабочим названием Tunnel of Love - Туннель Любви - потом была переименована в Making Movies - "Делая кинокартины", - началась в июне в нью-йоркской студии "Power Station". Но, во время записи, когда очередь дошла до Дэвида Нопфлера, то партии свои он, по мнению Марка, играл недостаточно чисто и виртуозно. Тут надо сказать, что отношения между братьями основательно испортились. С одной стороны, Дэйв был недоволен музыкальным диктатом старшего, с другой - он писал свои песни, но в сложившейся обстановке рассчитывать на их исполнение ему не приходилось. Дело дошло до того, что братья перестали разговаривать и стали избегать друг друга. После нескольких открытых ссор в студии, когда Марк прекращал записи и даже отменял их на следующий день, требуя у младшего брата извинений, Дэйв сел на самолёт и улетел в Англию. Это случилось 25 июля 1980 года и на некоторое время, Дэвида заменил нью–йоркский сессионный музыкант Сид МакГиннис. Теперь, в группе осталось только трое... Это положило начало постоянной смене музыкантов в коллективе.
В июне-июле 1980 года, Dire Straits записывают на студии Power Station (Нью-Йорк) третий альбом - Making Movies. Его продюсером стал Джимми Айовин. Джимми является звукорежиссером "Born To Run" Брюса Спрингстина и продюссировал "Easter" Пэтти Смит. И он, однажды, привёл с собой в студию пианиста Роя Биттана (ранее игравшего в E Street Band). Тот, севши за рояль, сыграл ребятам свою версию музыки Dire Straits. И тут, всем стало очевидно, что фортепьяно - как раз тот недостающий элемент, о котором подсознательно догадывались уже давно. И, после выхода Making Movies и связанных с выходом пластинки гастролей нужно было, что называется, доукомплектовывать группу и находить не только гитариста взамен Дэйва Нопфлера, но и пианиста, который стал нужен для исполнения аранжировок нового стиля.
Пианистом этим стал Алан Кларк, уроженец Ньюкастла, он родился 5 марта 1952 года. С шестнадцатилетнего возраста, Алан играл по вечерним клубам и варьете, иначе говоря, начал свою творческую жизнь на эстраде. Во время выступления одной из рок-групп, она называлась Gallaher & Lial, его услышал будущий менеджер Dire Straits. И 8 сентября, после двух репетиций в переоборудованном под репетиционный зал помещении бывшего лесосклада заброшенного гринвичского речного порта, Алан Кларк был принят в состав группы.
Тогда же, был принят в группу и гитарист. Им стал высокий светловолосый юноша с открытым русским лицом по имени Гарольд Эндрю "Хэл" Линдс. Несмотря на то, что Линдс приехал из Калифорнии, по национальности он был действительно русский, отец его родом из Ленинграда, мать - из Одессы. Его мать с отцом познакомились в Германии, в концентрационном рабочем лагере. Их лагерь был освобождён союзными войсками, и после войны они поженились и уехали в Америку, сначала в Нью-Йорк, а потом и в Монтеррей, где 30 июня пятьдесят третьего года у них родился сын, которого назвали Хэл.
И хотя, Линдс и Кларк не принимали участие в записи альбома - турне в поддержку альбома Making Movies (под названием On Location), планируется провести с их участием.
Альбом Making Movies, вышел 17 октября 1980 года. По хит–парадам странствовал очень долго; три композиции из семи стали хитами... С огромным успехом прошли австралийское и европейское турне. Происходит большой промоушен на ТВ.
Это европейский арт-рок, причем самой высокой пробы! Клавишные весьма обогатили и без того яркую музыку Dire Straits, превратив ее в завершенное произведение искусства! Новый альбом весь пропитан синтезатором и хонки–тонковым фортепиано. Композиции удлинились. Уже с первой песни Tunnel Of Love можно было "почувствовать разницу" — некоторое время свиристели клавишные, после чего слаженно начинала работу мощная профи–группа с красивой четкой ритм–секцией. В который раз Марку удалось объединить мелодию, аранжировку и текст в совершенной гармонии. Tunnel of Love поражает своей энергией и свежестью, она (да и весь альбом) заряжена оптимизмом - в противоположность предыдущей работе группы. Гитара Нопфлера, конечно, никуда не девалась, и ее дуэты с фортепиано слушались свежо и классно (например, в Expresso Love и Les Boys). Skateaway наводила на неуверенные мысли о "новой волне", в частности, группе АВС, Hand In Hand заставляла вспомнить баллады Леннона, а обаятельная композиция Romeo And Juliet (4–е место в Англии) с льющимся фортепиано — Дилана и Донована. Была тут и первая типично роковая вещь Dire Straits — быстрый буги Solid Rock.
Обратите внимание на обложку. Не говоря уже о том, что все обложки группы весьма психоделичны, эта еще и представляет собой образец лаконичности, сравнимой с "Белым" альбомом Beatles или "Черным" Metallica.
Новый альбом разошёлся по всему миру тиражом более трёх миллионов экземпляров.
В записи нового альбома, участвует Томми Мандел (клавишные). Запись непрерывно идёт с 19 февраля по 11 июня 1982 года. Удручённый долгой разлукой с семьёй, не вынеся шестимесячного пребывания взаперти, в тёмной студии без окон, когда коллективное "Я" было раздроблено и измельчено в музыке и во времени, а фронтовая дружба гастролей потеряла былое значение - барабанщик группы Пик Визерс решил вернуться домой. Почти сразу после окончания записи (а новый альбом был завершён 11 июня), - 23 июня 1982 года, Пик Визерс покидает группу, изъявив желание играть джаз... От первоначального состава оставалось лишь два человека.
Альбом выходит 24 сентября 1982 года и называется Love Over Gold. 2 октября альбом возглавил чарты на четыре недели. В Великобритании (и еще в 16 странах) впервые в истории группы, альбом взошел на первое место хит-парада! Только штаты холодно отнеслись к этому диску - британизирование не пришлось им по вкусу. Love Over Gold — самый "закрученный" диск Dire Straits. Чистый арт-рок, в котором от блюза осталась разве что лидирующая роль гитары плюс гитарная техника Марка.
На диске всего пять песен. Громадные композиции–сюиты, привычный набор инструментов — романтическое фортепиано, синтезатор, гитара. Впервые драм–машина вместо "живого" ударника (в песне Industrial Disease). Открывающая альбом Telegraph Road - великое произведение, шедевр арт-рока вообще и лучшая песня Dire Straits в частности. Медленное и тихое интро, динамичное действие и ураганное соло в конце. Тема развивается совершенно непредсказуемо и буквально взрывается после окончания текста. Песня идет 14 с лишним минут, но когда кончается - возникает ощущение, что тебя обманули и недодали кайфа, хочется как минимум еще столько же. Вторым номером идет Private Investigations - медленная и печальная. Но это не традиционный медляк - ближе к концу там идет соверешенно неожиданное outro. Иллсли играет на басу медиатором, а Кларк делает редкие вкрапления рояля, прерываемое резкими гитарными риффами Линдса и Марка. Сингл стал весьма популярен в Англии и добрался до 2го места. Был снят и клип, по сравнению с номерами прошлого альбома - очень даже хороший. Industrial Disease - прародительница Walk of Life, простая, веселая и безбашенная - великолепно поднимает настроение и веселит задорным текстом. It Never Rains - более спокойный, тихий и короткий (короче, лирический) вариант Telegraph Road. Титульная песня Love Over Gold совсем невыразительная...
Теперь, в турне посвященному выходу альбома Love Over Gold, участвуют Терри Вильямс, Томми Мандел и Мел Коллинз (саксофон, экс-King Crimson). К сожалению, творческий союз с Коллинзом не продолжался, хотя с тех пор, Марк начал активно использовать в своей музыке саксофон.
8 февраля 1983 года, Dire Straits были признаны "Лучшей британской группой", на второй церемонии вручения премий Brit Awards.
22 и 23 июля, во время гастролей, в Hammersmith Odeon (Лондон), происходит запись первого официального концертного альбома. Он выходит 16 марта 1984 года на 2-х LP и называется Alchemy. Потрясающий драйв песен, а также увеличение их длительности, обеспечили альбому громадный успех. Теперь, он считается одним из лучших рок-концертников вообще и ничуть не уступает обычно превозносимым работам Deep Purple, Uriah Heep и Queen. Даже в общем-то не хитовые песни, вроде открывающей Once Upon A Time In The West приобретают совершенно новое и необычное звучание. Что еще хорошо, музыканты никогда не ударялись в разухабистые соло, совершенно не имеющие к конкретной песне отношения. Все их импровизации были однозначно подчинены главной теме и гитара Марка особенно чиста и стремительна.
В основном были песни с двух последних альбомов, то есть сплошные хиты. Окончание песни Sultans Of Swing, увеличивается раз в 5. Вроде бы, кончается, но потом возрастает с новой силой. В Two Young Lovers (с упомянутого выше рок-н-ролльного ЕР) выходит Мэл Коллинз и бацает на саксе так, что дух захватывает. Следом идёт великолепная импровизация перед Tunnel Of Love, душой которой стал сакс Мэла!
10 ноября 1983 года, Марк Нопфлер и Лурдес Саломони, играют свадьбу в Лондоне, район Челси. Надо полагать, воспоминания о девушке Холи, его уже не беспокоили.
Зимой состав группы пополняется Гаем Флетчером (клавишные, ранее - в Rogue). С этих пор, Гай участвует во всех проектах Марка. Вот, что Марк говорит о нём: "Гай Флетчер - участвует во всём с тех пор, как мы выпустили саундтрек к фильму Cal, как раз тогда я и встретился с ним. Он свернул к студии однажды с маленьким органом в руке, сказал: "Привет!" и мы начали работу. Этот вездесущий Гай Флетчер. На самом деле он обычно не участвует в сессиях записи, он добавляет потом что-нибудь особенное. Он удивительно талантлив и непременно участвует в гастролях".
Середина 80–х, была отмечена для лидера команды многочисленными "походами на сторону", ибо его композиторский талант и чутье продюсера эксплуатировали все кому ни лень. Нопфлер очень легко вписался в светскую тусовку звезд рок–н–ролла и по доброте душевной мало кому отказывал.
В мае 1985 группу покидает "Хэл" Линдс, его заменяет друг Нопфлера Джек Сонни, который работал в музыкальном магазине Rudy's Music Stop на 48th Street в Нью-Йорке. Джек Сонни был одним из поклонников, пытавшихся выиграть билет на первый концерт Dire Straits в Нью-Йорке в 1979 году. Он был несказанно рад, когда сначала Дэвид, а потом и Марк стали захаживать в магазин, выбирая, что получше. Дэвид даже пригласил его погостить к себе в Лондон. И в то время как Марк уезжал в Европу или на Карибы, Джек ходил на работу в маленький гитарный магазин.
Прямо перед рождеством 1984 года, Нопфлер поставил перед Джеком вопрос. Хэл Линдс, гитарист, заменивший Дэвида, был уволен, а группе предстояло мировое турне. Может ли Джек бросить свой магазин и примкнуть к Dire Straits? "У Джека было много неприятностей тогда", объясняет Нопфлер. "Даже проблемы в игре на гитаре". Я говорил ему: "Только одно условие - что бы я не делал, ты не должен злиться и это не должно отражаться на нашей дружбе." Так и случилось. Джек влился в коллектив, а ведь был раньше фаном группы, но теперь он сам в ней. Вот она, непредсказуемая судьба...
Также был приглашён Крис Вайт, в качестве саксофониста (позже он стал участником National Youth Jazz Orchestra). Ранее Крис работал с Нопфлером в студии в побочных проектах, но в концертировать с DS начал только сейчас. Не участвуя в записи нового альбома, двое музыкантов, тем не менее, едут в турне.
17 мая альбом Brothers In Arms выходит. Критики писали об альбоме разное. Одни называли Brothers In Arms новым словом в арт–роке, другие — синтезом классического рока и "волны", третьи — очень красивой попсой. Похоже, что все эти мнения немножко верны. Общепризнанно - лучший альбом, жемчужина арт-рока. Самый коммерчески удачный проект .
Да, мелодика диска безупречна, аранжировки стали богаче, но проще - вместо развития темы идет довольно надоедающий многократный отыгрыш. Марку удалось, наконец, создать музыку с одной стороны, красивую и небанальную, а с другой стороны - доступную для понимания даже янки (им-то диск особенно пришелся!). Он буквально забит хитами. Стартовая So Far Away - гениальна в своей простоте. Затем жестко открывается Money for Nothing (самый большой хит альбома) с бэк-вокалом Стинга, соавтора песни. Незамысловатый поворяющийся рифф, потрясающий драйв, плюс "колкие" слова, обеспечили песне огромную популярность. У нас в России, под эту песню было очень много рекламы. Веселый настрой продолжает Walk of Life - великолепно поднимающая настроение рок-н-ролльная песенка. Что любопытно: поначалу, сопродюсер диска Neil Dorfsman, долго убеждал Dire Straits в том, что песню в альбом вставлять нельзя. А вот дальше все становится грустнее - Your Latest Trick, лучшая баллада Dire Straits, расцвеченная волшебными звуками саксофона. Why Worry. Эту песню, кто только не перепевал. Красивая, тихая песня, под которую хочется спокойно уснуть... Многим поклонникам Pink Floyd пришлась по душе Ride Across the River - совершенно необычная песня, она напоминает Follow me Home. Чисто гитарная песня The Man's Too Strong, по мотивам Private Investigations. One World, наверное, наименее выразительная на этом диске. Титульный трек. Brothers in Arms. Это больше чем баллада. Это песня, в которой все - и текст, и музыка - сильнейшим образом воздействуют на человека, заставляя ощутить трагизм и бессмысленность войны.
31 августа альбом Brothers In Arms, на 9 недель возглавил американский хит–парад. В Англии тоже занял 1–е место и в течение трех недель удерживается там. А в хит-параде, держится больше 60 недель. 25 стран разместили альбом на вершинах своих чартов, в мире продано свыше 20 миллионов экземпляров из них, более 9 миллионов в Англии. Четыре песни стали хитами. В Англии - это 1-й по продажам альбом 80-х, а Штатах - 15! Выше из арт-групп поднимались только Пинк Флойд со своей Стеной.
В турне Brothers In Arms, Dire Straits дали 248 концертов в течение 12 месяцев, перед более чем 3 миллионами зрителей. Турне проходило в 23 странах, 117 городах.
Теперь, статус супергруппы Dire Straits был обеспечен. Вместо того чтобы радоваться наградам и премиям да готовиться к записи новых шедевров, музыканты начали заниматься сторонними проектами. Их приглашали, многие музыканты.
11 июня 1988 года, происходит последнее выступление Dire Straits. Концерт посвящен 70-летию Нельсона Манделы и называется Mandela 70th Birthday Party. Всё это действо проходит на на стадионе Уэмбли. Так получается, что последнее выступление, стало считаться лучшим среди всех концертов Dire Straits. Хотя это было выступление многих звёзд, но Dire Straits исполнили достаточно много песен! Всего выступление DS длилось один час. Вместо Джека Сонни, играет Эрик Клэптон.
15 сентября 1988 года, как бы между прочим, Нопфлер заявил о распаде DIRE STRAITS. Обалдевшие фаны, с горя принялись раскупать, тут же выброшенный на прилавки сборник Money For Nothing (выпуск - 25.10.88. 1–е место в октябре 1988 года). В сборник вошли лучшие хиты Dire Straits за всю десятилетнюю историю группы. Также, там звучала пара-тройка песен, записанных вживую на разных концертах. Сборник аккуратно и верно составлен. Из проходных номеров можно отметить только Portobello Belle, и то, в концертном прочтении она звучит интереснее. Кроме трэков с альбомов добавлен рок-н-ролл Twisting by the Pool с одноименного макси-ЕР. Народ по работам Dire Straits соскучился, потдтверждением чему стало первое место в британских чартах.
В 1987-88 году, члены группы Dire Straits активно занимаются личной жизнью.
В 1989–м виртуальные Dire Straits материализовались — в мае, прошёл благотворительный концерт Life Education в городе Egham. Билеты стоили по 125 фунтов стерлингов и были только по приглашениям. Также, в апреле, Марк и Джон "засветились" на музыкальной церемонии вручения премий Ivor Novello Awards.
30 июня 1990 года, происходит концерт Knebworth. На нём присутствует много звёзд, в том числе Эрик Клэптон, Элтон Джон, Роберт Плант и Джимми Пейдж, Фил Коллинз, Пинк Флойд, Пол Маккартни. Но, что самое главное - Dire Straits! Присутствовали: Иллсли, Кларк, Флетчер, а так же Фил Палмер - тот самый гитарист, что с Марком записал много "левых" проектов. Фанаты взвыли от радости! Ещё бы! Это давало надежду о возрождении группы Dire Straits... Так и случилось. Марк решает вернуться в Dire Straits и пообещал во время обеда с Джоном Иллсли, что напишет 15 песен для нового альбома. И с ноября 1990 по май 1991 года, группа записывает альбом. Запись ведётся в Лондоне, всё в той же студии Air Studios. Основной костяк группы остаётся таким: Марк, Джон, Алан и Гай. В качестве сессионных музыкантов были приглашены: Vince Gill (вокал), Paul Franklin (гавайская гитара), Phil Palmer (ритм-гитара), участник DS в турне '85 года Chris White (саксофон), Danny Cummings (перкуссионист) и 2 барабанщика - Manu Katche и Jeff Porcaro.
Группа начинает гастроли, хотя новый альбом ещё не вышел! Марк берёт всех ребят, что записывали с ним альбом, за исключением барабанщиков и Винса Гилла. На место ударника, Марк берёт супер-профессионала - Chris Whitten'а. И 23 августа, Dire Straits берёт старт с города Дублин, что в Ирландии. Следом идёт Великобритания, а между тем, 9 сентября выходит альбом On Every Street. Шестилетний перерыв не пошел во вред группе, которая смогла найти новые музыкальные измерения и сохранить свои позиции в рок-музыке. Число проданных экземпляров превысило 10 миллионов. Критиками, альбом был оценён чуть сдержанней, чем легендарный Brothers In Arms. В Америке он получил всего лишь платину, а в UK вошел в Top 40.
Dire Straits уходил всё больше к блюзу и кантри. Саунд становился богаче - больше саксофона, появилась гавайская гитара. Были и недостатки, известные по прошлому альбому Brothers In Arms. То есть бесконечные проигрыши одного и того же риффа в конце песни, упрощение соло. Бесконечные проигрыши портят открывающую песню Calling Elvis, в принципе сильную - что потвердило ее концертное исполнение на On The Night. Дальше идет On Every Street, и хоть риффы идут почти одинаковые, но всё же очень притягивающие и обаятельные! Эта песня подтвердила, что Нопфлер любит начанать песню с медленного вступления и заканчивать мощным заключением! Раньше это было представленно в Where Do You Think You Going, It Never Rains, Private Investigations. Далее, хорошо выделяется The Bug - по мотивам Walk of Life, и махровый блюз You And Your Friend, который нагоняет жуткую тоску (особенно в концертном исполнении). Heavy Fuel - мощный, интересный текст (можно подумать, что про русских), но снова подпорченный повторяющийся финал. И снова автоплагиат - вихри Money for Nothing витали над Нопфлером. Дальше - Iron Hand. Исполненная почти на одной акустической гитаре, производит сильное впечатление. Песня тихая и грустная, посвещена шахтёрам, которые устроили забастовку. Ticket To Heaven производит двойственное впечатление, вроде бы хорошая аранжировка, красивая мелодия, но эта песня не входит в число моих любимых. My Parties - песня про весёлую и разудалую вечеринку. Planet Of the New Orleans... что тут сказать... песня с потрясающем чистым звуком. Начало очень гармоничное и совсем непохоже на Нопфлера. Очень удачно, в песне использован синтезатор и, вообще, электронные эффекты. How Long - типичное кантри, что тут ещё сказать.
В начале мая 1993 года, Марк получает Почётную музыкальную степень (Honorary Music Degree) в своём родном университете Ньюкасла. На церемонии, Марк был одет в тёмно-синий с иголочки костюм и был совсем непохож на рок-звезду.
19 июня 1995 года выходит, по-видимому, последний концертный альбом Dire Straits, названный Live At The BBC. Он был записан еще до того как группа стала знаменита, а именно 22 июля 1978 года (за исключением Tunnel Of Love, которая была записана 31 января 1981 года), во время выступления на радио BBC. Он содержит не выходившую ранее песню What's The Matter, Baby?, написанную Марком в соавторстве с братом Дэвидом.
Этот год можно считать годом начала сольной карьеры Марка Нопфлера.
Дискография «Dire Straits»:
Dire Straits (1978)
Communique (1979)
Making Movies (1980)
Love Over The Gold (1982)
Extended Dance Play (1983)
Alchemy 2CD (Live) (1984)
Brothers In Arms (1985)
Money For Nothing (1988)
On Every Street (1991)
On The Night (1993)
Live At The BBC (1995)
Sultans Of Swing (1998)